Search

Scorpio — Ensem’ … Ensem’… (1977)

Как много нам известно о музыке Гаити? Маленькая страна с населением чуть больше 10 миллионов человек, любима многими, в первую очередь, в качестве беззаботного курорта и места, по приезду в которое на вас надевают красивые цветочные бусы и постоянно поят кокосовым молоком. А что происходило тут в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века? На местную культуру довольно серьезное влияние оказывали Франция, Африка и Колумбия. Если послушать гавайскую музыку начиная с пятидесятых годов и вплоть до самых восьмидесятых, то можно также услышать явное влияние кубинских ритмов. Но семидесятые немного изменили правила игры. Многие музыканты довольно часто стали наведываться к соседям в США, а также в Канаду и даже во Францию, где впитывали и вдохновлялись местным колоритом и так называемым «духом свободы». Это привнесло в музыку местных музыкальных групп элементы фанка, соула, рока и латинской америки.

Иногда случается так, что толчок в развитии местной культуры даёт всего-лишь один человек. Особенно когда речь идет о небольших странах и государствах. Так случилось и на Гаити. Немур Жан-Батист — саксофонист, бэнд лидер и писатель, создал эдакий собственный музыкальный стиль, который стали называть Конпа (Compås или konpa direk на креольском). Это была некая альтернатива доминирующим на острове кубинским ритмам. Услышать как эта музыка звучала в своем аутентичном исполнении можно, например, на пластинке Ensemble Aux Calebasses De Nemours Jean Baptiste ‎– Meringue! (1958). Найти записи в интернете не сложно.

Оказавшись в семидесятых гаитяне получили гремучую смесь Компы, Кубы, Африки, соула, фанка, рока и даже в некоторой степени регги. Именно такой «коктейль» присутствует на пластинке от группы Scorpio. Дебютный альбом у ансамбля вышел в 1977 году на лейбле Macaya/Rotel Records. Именно о нем я вам и хочу рассказать. Руководил группой гитарист и композитор Роберт Мартино, чьё творчество вдохновляли такие фигуры как Джимми Хендрикс, Сантана и Джимми Пейдж. Мартино первым на Гаити стал использовать в своей музыке вокодер, перегружать гитару фуззом и накладывать эффект wah-wah. До Скорпио, он опробовал свои инновации и эксперименты во многих других ансамблях — Les Difficiles de Petion-Ville, Les Gypsies de Petion-Ville и Top Vice. В общем гаитянская музыка постепенно наполнялась звуками американского фанка, сильно сдобренного латиноамериканским колоритом и ритмами Конпы.

Альбом Ensem, Ensem вышел в США. По настоящему революционная запись для своего времени. Невероятный симбиоз Гаитянского наследия, традиционных афро американских ритмов и фанковых вибраций. Звучание группы можно себе представить наверное так — представьте себе, что вместе собрались Уилли Колон со своим тромбоном, Херби Хенкок за клавишами, Карлос Сантана с гитарой наперевес, и все это в сопровождении мощнейшего перкуссионного ансамбля, который играет вроде бы знакомые ритмы, но в тоже время нечто совершенно новое и ранее не слышанное.

Позже Роберту Мартино задавали вопрос — почему он не ушел вслед за трендами и модой в сторону рок музыки? На что тот отвечал, что мог бы стать богачом играя рок, но решил держаться за свои корни и аутентичные звуки родной Конпы. 

Есть что сказать?

Subscribe

Recent posts